10 ФАКТОВ ОБ ИВАНОВЕ
28 февраля 1866 года родился Вячеслав Иванов, русский поэт-символист, философ, переводчик и драматург, литературный критик, педагог и идеолог символизма. В историю отечественной литературы Иванов вошёл как одна из ключевых и наиболее авторитетных фигур Серебряного века.
10 ФАКТОВ ОБ ИВАНОВЕ
1. Вячеслава воспитывала мать, прививая ребенку глубокую веру в Бога и любовь к поэзии. В 14 лет в Вячеславе Иванове внезапно проснулся атеист. В это же время он увлекся революционными идеями. Правда, позже, он вернулся к идеям христианства.
2. Современники отмечал невероятную эрудированность Иванова. Он рано обнаружил склонность к изучению языков – в двенадцать лет Иванов самостоятельно начал изучать древнегреческий язык и свое увлечение античностью сохранил на всю жизнь. Позже в совершенстве выучил немецкий, французский, итальянский и латынь.
3. Начал получать образование на историко-филологическом факультете Московского университета, а закончил в Берлине. В 1891 году Иванов написал на латыни диссертацию о государственных откупах в Древнем Риме.
4. Значительное влияние на мировоззрение Иванова оказало знакомство в 1890-е гг. с немецкой и русской философией, в частности с идеями Ницше, Шопенгауэра, Соловьева и Хомякова.
5. Первые стихи Иванова были опубликованы в 1898 –1899 гг. по рекомендации В. Соловьева, с которым Иванов познакомился двумя годами ранее. Стихи вышли в «Журнале Министерства Народного Просвещения», «Cosmopolis» и «Вестнике Европы», но остались практически незамеченными.
6. Первый сборник стихов «Кормчие звезды» он выпустил за свой счёт в Петербурге в 1903 г. Критики тут же назвали Иванова «поэтом для избранных».
7. Весной 1903 года Иванов завёл знакомство с Брюсовым и вошёл в круг московских символистов, где быстро приобрел заслуженный авторитет.
8. Летом 1905 года Иванов переехал в Петербург и поселился на Таврической 25, в знаменитой «башне», которая стала, пожалуй, самым известным столичным литературным салоном того времени. На его «литературных средах побывал весь цвет литературно-художественной и интеллектуальной России – среди завсегдатаев были Гиппиус и Мережковский, Блок, Белый, Сологуб, Мейерхольд, Комиссаржевская, Кузмин и многие другие.
9. Славу Иванов, как один из главных теоретиков русского религиозного символизма, снискал благодаря сборникам статей по вопросам религии, философии, эстетики и культуры: «По звездам» (1909), «Борозды и межи» (1916), «Родное и вселенское» (1917); сюда же примыкает и «Переписка из двух углов» (1921).
10. После событий 1917 года первое время Иванов пытался сотрудничать с новой властью. В 1918 – 1920 гг. он даже являлся председателем историко-театральной секции ТЕО Наркомпроса, читал лекции, вел занятия в секциях Пролеткульта. Но принять политику воинствующего атеизма он так и не смог. Чтобы остаться верным себе, Иванов навсегда покинул Россию и, по примеру В. Соловьева, принял католичество, не отрекаясь (по специальному, с трудом добытому разрешению) от православия.
Стоит отметить, что Вячеслав Иванов единственный, пожалуй, из всех русских символистов практически до конца своих дней сохранил верность этому течению. Даже в 1936 году, признавая кончину европейского символизма, каким он его знал, тут же подтверждает возвращение, пусть и в другой форме, – «вечного символизма».
3
Оценили 3 человека
Показать список поделившихся