2025 год – год Зеленой Деревянной Змеи по восточному гороскопу.

25.12.2024

Многие люди испытывают при виде змей далеко не самые положительные эмоции, но в китайском гороскопе змея — одно из самых уважаемых и почитаемых животных. Она является символом ума и мудрости, а вместе с тем — гибкости и хитрости. Благодаря этим качествам она способна легко адаптироваться и приспосабливаться к переменам.

Змеи традиционно считались на Востоке вполне миролюбивыми и спокойными, однако недооценивать их точно не стоит. В случае опасности змея способна дать отпор противнику. А найти ее рядом с домом считалось предвестником большой удачи.

Образ змеи сочетал противоположные сущности — положительные и отрицательные начала. Змей боялись, и, если человек умертвил гада, такой поступок считали подвигом, так как пресмыкающееся — воплощение дьявола на земле. В то же время их часто упоминали как защитников.

Во многих местностях считали домашними покровителями ужей, такие мифологические представления пришли из глубины веков. Верили, что если уж поселился в доме — это счастливый знак. Якобы он отгонял ядовитых змей, истреблял лягушек и охранял скот. В ужа мог обращаться хранитель избы, домовой.

Люди верили, что змеи могут одаривать магическими предметами или способностями — целебным растением, которое оживляет мертвых, или волшебной разрыв-травой, открывающей замки. А если убить особенную, белую змею, старшую над всеми, вытопить сало и намазать им себе глаза, то человек сможет увидеть спрятанные под землей клады.

Змея — популярный персонаж в фольклорной традиции славян. Свое место она заняла и среди образов русского фольклора, где она встречается в сказках и заговорах, в мифологических рассказах и легендах, в поверьях и приметах.

Наиболее полно образ змеи представлен в волшебных сказках, хотя число сказочных сюжетов, где действует этот персонаж, ограничено. В фольклористике они объединяются в сюжетные типы под названиями «Чудесный предмет», «Чудесная способность», «Чудесный супруг». Есть и другие, более редкие, сюжеты.

Сюжет «Чудесный предмет» встречается в русском сказочном материале чаще других. Он был известен и на территории Карелии (сборники «Сказки и предания Северного края в записях И. В. Карнауховой», «Сказки Карельского Беломорья» (сказки М. М. Коргуева), «Русские сказки в Карелии: старые записи»). В начале сказки «Волшебное кольцо» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» герой избавляет от смерти собаку и кошку, покупая их у мучителей, а затем спасает из костра девушку-змею, которая оказывается дочерью «подземельного царя», обладателя сокровищ. В благодарность царь дарит герою «чудодейное» кольцо, исполняющее желания, предупреждая: «Никому про кольцо не сказывай, не то сам себя в большую беду втянешь!» С помощью волшебного кольца герой строит дворец, собор и мост и женится на королевне, которая выпытывает секрет его всемогущества, а затем крадет кольцо. По ее пожеланию герой лишается богатства и попадает в тюрьму. Из беды его выручают собака и кошка: они добывают у королевны кольцо и возвращают его хозяину.

Неоднозначная природа дара змеи подтверждается и другим сказочным сюжетом — «Чудесная способность». Этот сюжет менее характерен для русских сказок. Действие здесь развивается подобно тому, как и в предыдущем типе. Герой освобождает из-под камня змею, а змея наделяет его способностью понимать язык зверей и птиц с условием никому не рассказывать об этом под угрозой смерти. Благодаря этой способности герой из разговоров животных узнает то, чего не мог знать раньше. Жена героя допытывается о причинах его всеведения, и он решает рассказать ей и умереть, лишь бы положить этому конец. Тут герой слышит насмешку петуха, который упрекает хозяина за то, что тот не может сладить с одной-единственной женой. Герой избивает жену, и с тех пор та больше ни о чем его не спрашивает.

Еще один сказочный сюжет со змеей, «Чудесный супруг», существенно отличается от двух предыдущих. Он бытовал и в Карелии (сказка «Парень-гад», сборник И. В. Карнауховой «Сказки и предания Северного края»). Однако два рассмотренных сюжета объединяет один и тот же мотив дара змеи, помогающий прояснить функции этого персонажа.

Змея в сказках о змеином даре хотя и играет в судьбе героя ключевую роль, все же является персонажем одного эпизода. На ее эпизодическую роль указывает то, что иногда она и вовсе пропадает из сказки, сохраняющей все прочие сюжетные звенья (сказка «Кольцо» из сборника «Великорусские сказки. Великорусские загадки» И. А. Худякова; «Три дворца и подземельное царство» из сборника «Великорусские сказки Вятской губернии» Д. К. Зеленина; «Про перстень» в сборнике «Сказки и предания Северного края в записях И. В. Карнауховой»; «Собака и кошка» в сборнике «Сказки Карельского Беломорья»). Змея выступает как посредница между миром людей, где действует герой сказки, и миром подземным, часть свойств которого она передает герою в виде чудесного дара.

ЗМЕИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

С литературным образом змеи впервые мы сталкиваемся еще в детстве, слушая, а потом читая сказки и былины о Змее Горыныче. Он, хоть и трехглавый, обладает всеми свойствами своих пресмыкающихся родственников – силой, мстительностью и коварством. Этот змей обычно противостоял главному герою. Многоголовое чудище похищало девушек или требовало их на съедение от жителей осажденного города.

Сказки – и фольклорные и литературные – как правило, несут в себе немалый педагогический подтекст. И стремление напугать постепенно сменяется на желание подружиться или хотя бы договориться.

  • В сказке «Волшебное кольцо» Бориса Шергина (и одноименном мультфильме» дочь Змеиного царя награждает главного героя Ивана за доброту и сострадание. По сюжету бедный Иван отдал единственный «пинжак с карманами», чтобы вызволить из неволи змейку Скоропею, за что получил в подарок от нее волшебное кольцо.
  • В сказе Бажова «Голубая змейка» змея наградила сполна двух ребят за добрые сердца. «Одному увидеть голубую змейку прямое счастье: наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла. … Ну, а когда змейка двоим-троим либо целой артели покажется, тогда вовсе черная беда. Все перессорятся и такими ненавистниками друг дружке станут, что до смертоубийства дело дойдет».
  • Еще один из персонажей «Уральских сказов» — Великий Полоз, волшебное природное существо. Он представляет собой гигантского (выше деревьев) чародея, лесного или горного человека-змея, имеющего волшебную власть над подземным золотом и недобрыми людьми. Великий Полоз — не только владеет золотом, но и отвечает за него («он тут всему золоту полный хозяин»). Сказочный образ гигантского подземного змея возник не на пустом месте. Образ Змеи в литературе здесь

Мудрейший представитель змей в детских книгах – это Каа, удав из «Книги джунглей», друг Маугли. Старый мудрый Каа – наверное, самый внушительный и опасный из друзей Маугли, по-своему прикипевший к нему своей холодной змеиной душой. Его прообразом, скорее всего, послужил тигровый питон, который наряду с питоном сетчатым и удавом анакондой оспаривает пальму первенства на титул самой длинной змеи. Поэтому и указанная Киплингом длина Каа – «тридцать футов» (т .е. 9 метров) – не сказочное преувеличение.

Другой большой змей — Удав стал любимцем сказок и мультфильмов. Такой положительный удав встречается на страницах книг «Зарядка для хвоста», «Бабушка для удава», «Испорченная погода» Григория Остера про неразлучных друзей — удава, мартышку, слоненка и попугая. Удав – умный, большой и сильный, поэтому никого не боится. Характер остеровского удава спокойный, терпеливый, мечтательный и добродушный. А однажды он согласился побыть елкой, чтобы друзья смогли встретить Новый Год.

Мудрой предстает перед нами змея в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Змея — первая, кого встречает герой сказки на Земле, куда отправился, не найдя того, что искал на маленьких планетах. Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы, появляется в обрядах обращения как символ восстановления. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: «Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел», — говорит Змея Принцу. Змея сомневается, что Маленький Принц сумеет сохранить свою чистоту, пройдя через испытания, но как бы то ни было, она поможет малышу вернуться на родную планету, дав ему своего яда.

Об опасности и коварстве змей предупреждает герой рассказа рассказа Редьярда Киплинга Рики-Тики-Тави. Кобры Наг и его жена Нагайна, заклятые враги храброго мангуста, который будет спасать от них семью своего маленького друга – человека. С коброй встретится и еще один герой Киплинга – Маугли. Величавая, но уже состарившаяся кобра в «Книге джунгей» будет сторожить сокровища.

Уж, который несомненно относится к рептилиям, не показался писателю Максиму Горькому ни мудрым, но коварным. Образ Ужа в «Песне о Соколе» создан по контрасту с Соколом. Ему не ведомо чувство радости от бескрайнего неба. При характеристике этого образа автор использует яркие определения: «проворный», «свернувшийся в узел». Средством характеристики этого героя служит описание ущелья, в котором он проводит свою жизнь. Оно выглядит темным, сырым, душным. Там пахнет гнилью. А вокруг ущелья огромный яркий мир, о котором Уж даже не подозревает. Свет солнца не проникает ни в его жилище, ни в его душу. Подобное существование бесцветно, уныло и жалко.

У Пушкина в «Песне о вещем Олеге» смерть – рок судьбы, змея – символ загробного, грешного мира. У Пушкина – все связано и соединено: жрец, конь, змея, смерть. Поэтому читатель воспринимает «Песнь о Вещем Олеге» как «Сказку» со скрытым смыслом.

«Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь».

Современные авторы также активно используют образ змеи. Например, в фэнтези-литературе змея часто изображается как мистическое существо с магическими способностями, а в научной фантастике — как символ скрытых знаний и технологий.
Змеи в фантастике и фэнтези здесь

Целый клубок змей живет в волшебном мире Гарри Поттера. Началось все, как водится, давным-давно с Салазара Слизерина, одного из основателей школы чародейства Хогвартс, который увлекался Темными Искусствами, боролся за чистоту крови магов и особенно тепло общался со змейками. Джоан Роулинг даже придумала змеиный язык – парсултанг. У некоторых магов была врожденная способность говорить на нем. Змееустами были сам Салазар Слизерин, Том Реддл и, после известных махинаций последнего, Гарри Поттер.

Еще одно опасное змееподобное существо из мира Гарри – Нагайна, волшебная кобра, яд которой поддерживал возвращенного к жизни Волан-де-Морта. Нагайна любила закусить волшебниками, выступающими против ее хозяина. Как выяснилось по ходу повествования, кобра была одним из крестражей, вместившим частичку расколотой души Темного Лорда. И именно Нагайна убивает профессора Снегга. И Василиск, и Нагайна были, в свою очередь, зарублены магическим Мечом Годрика Гриффиндора – хитрость была повержена храбростью. Так или иначе, змеи в «Гарри Поттере» связаны с Темными Искусствами и сопровождают отрицательных персонажей. Не случайно ведь потерявший человеческий облик Волан-де Морт напоминал именно змею.

Список фильмов, где среди персонажей есть змеи велик не менее, чем список книг. Из киношных змей получился бы весьма внушительный серпентарий. Кого-то из змеек лучше держать за стеклом, с кем-то можно вполне безвредно пообщаться. А вообще, с этими непредсказуемыми существами нужно уметь себя вести и тогда змейка даст полезный совет. Ведь никогда (разве что в очень плохих фильмах) змею не изображают глупой.

Благодарим за материал: https://miasslib.ru