Сегодня – день рождения Ярулла Нусратулловича Валеева…

10.03.2023

– башкирского писателя и журналиста, Члена Союза писателей Башкирской АССР и СССР(1966). Заслуженный работник культуры (1981).

Ярулла Валеев родился 10 марта 1921 года в д. Бикмурзино Нуримановского района Башкортостана. После окончания неполной средней школы поступает на пед курсы по повышению квалификации учителей.

В 1940 – 1941гг. работает учителем в Старо – Субхангуловской средней школе, затем инспектором РОНО, ответственным секретарём газеты ” На победном пути”, в 1942г. назначается ответственным редактором этой районной газеты.

С 1944г. исполняет обязанности заведующего отделом организационно – инструкторским отделом райкома партии.

В 1945 г. поступает учиться в областную партшколу, одновременно заочно учится в Башгоспединституте.

С 1947г. долгое время работает литературным сотрудником, заведующим отделом в редакции газеты ” Кызыл тан”, ” Совет Башкортостаны” и журнала “Хэнэк”.

В последние годы жизни занимался только творческой деятельностью.
Первые стихи Я. Валеева появились на страницах республиканской печати в 1938 – 1941гг.

Первая книга “Свой человек” увидела свет в 1963г., куда были включены юмористические, сатирические рассказы, обличающие двуликих людей, подхалимов.

В них автор раскрывает самые своеобразные стороны характера персонажей посредством конкретных их поступков, речевых особенностей.

Будучи в своё время педагогом Я. Валеев свою повесть “Доброе утро, Исмагиль!” (1965) посвятил проблеме формирования молодого поколения.

Этой повести характерны эмоциональная насыщенность, лирическая полнота.

Роман ” Орлы не покидают гнезд” (1970) освещает важные проблемы своего времени многопланово, эпически довольно масштабно.

В произведении находит отражение изменения развитие, происходившие в колхозах и трудности – недостатки, требующие своего разрешения.

Главный пафос произведения составляет человек и земля, отношение человека к своей малой родине.

Роман также характеризуется лирической теплотой, добротой чувств в характеристике героев. Для этого он удачно пользуется внутренними монологами, приёмами несобственно прямой речи.