Пошаговый алгоритм, чтобы организовать книжную выставку в библиотеке или онлайн

12.08.2020

АЛЕКСАНДР СЕМЯЧКО, заведующий отделом по работе с юношеством ЦГПБ  им. В.В. Маяковского

Книжную выставку многие воспринимают как побочную деятельность отделов обслуживания. Но это не так: выставка может служить чуть ли не главным механизмом продвижения библиотечного фонда.

А когда все устали от постоянных онлайн-трансляций спектаклей, лекций, экскурсий, книжная выставка с небольшим рассказом привлечет к вам больше людей, чем шумная онлайн-игра.

В статье автор рассказал, как подготовить книжную выставку.

1. Составьте план выставок на год

План сильно облегчит вашу жизнь.

Во-первых, вы будете знать, когда, что и как выставлять, и сможете заранее отобрать книги, подготовить печатные материалы и дополнительное визуальное оформление. Во-вторых, вы не будете застигнуты врасплох требованиями районных и городских органов культуры: срочно организовать мероприятия к памятным датам. Обычно эти даты оглашаются заранее, часто даже за несколько лет, но они не всегда сами по себе интересны. Хорошая, большая книжная выставка в этом случае — отличный вариант. Количество выставок планируйте, исходя из размеров вашего фонда и технической оснащенности.

2. Учтите предпочтения целевой аудитории

Не надо сосредотачиваться только на вашей целевой аудитории. Например, довольно большое количество детских библиотек, если они не находятся в одном здании со взрослой, принадлежащей к той же структуре, имеют универсальный фонд. Это логично, потому что, кроме детей, есть их родители, да и любой житель в округе, если он знает о библиотеке, его устраивает обслуживание и фонд, будет в нее ходить. Кроме этого, есть те выставки, которые необходимо сделать в обязательном порядке. Просто помните об оформлении и балансе. Оформляйте все выставки в едином стиле, соответствующем вашей целевой аудитории, и сделайте легкое смещение баланса в ее сторону.

3. Оформите выставки в едином стиле

Довольно частая ошибка при оформлении выставок — их разное стилевое оформление. Это касается и того случая, когда в небольшой библиотеке одновременно проводят только одну выставку. С каждой ее ротацией полностью меняется и стилевое оформление, что сейчас является неправильным подходом. Если же в библиотеке проводится несколько выставок одновременно, то цветовой разброс вызывает ощущение аляповатости и небрежности. Визуальное оформление должно быть в хорошем смысле «шаблонным», соответствовать корпоративному стилю. Если такого стиля нет, библиотекарям необходимо договориться и разработать макет для оформления, который будет выглядеть всегда единообразно*.

Сейчас посетитель, приходя в одно и то же место, ожидает увидеть знакомый ему продукт. В наше время такое утверждение верно не только, например, для общепита, но и для библиотек.

4. Прорекламируйте выставку

Самый действенный вариант, когда библиотекарь советует посетителю обратить внимание на выставку. Если библиотекарь приветлив, а выставка привлекательно оформлена, от такого предложения трудно отказаться. Тут еще присутствует психологический момент: если человек, который вызывает у тебя доверие, о чем-нибудь просит, и это тебе ничего не будет стоить, неудобно отказаться. Поэтому читатель пойдет и возьмет что-то с выставки. Конечно, библиотекарь должен понимать круг читательских интересов конкретного посетителя и предлагать то, что ему может быть интересно. Если это родитель и у вас проходит выставка детской литературы, просто необходимо рассказать о ней. Ведь детские книги стоят дорого и читаются быстро, поэтому такая литература всегда востребована.

Еще вариант — реклама в соцсетях. Здесь присутствует очень важный момент — это должны быть либо хорошие фото самой выставки, к которым добавлены небольшие интересные элементы, либо хорошие фото книг с выставки. Обязательно интересный заход поста.

Реклама выставки в «ВКонтакте»

5. Проанализируйте эффективность

Обязательно ведите учет выданной с выставки литературы. Это нужно не только для того, чтобы учесть этот опыт в дальнейшем, но и если понадобится отчетность для начальства.