Сегодня — день рождения Ярулла Нусратулловича Валеева…
— башкирского писателя и журналиста, Члена Союза писателей Башкирской АССР и СССР(1966). Заслуженный работник культуры (1981).
Ярулла Валеев родился 10 марта 1921 года в д. Бикмурзино Нуримановского района Башкортостана. После окончания неполной средней школы поступает на пед курсы по повышению квалификации учителей.
В 1940 — 1941гг. работает учителем в Старо — Субхангуловской средней школе, затем инспектором РОНО, ответственным секретарём газеты » На победном пути», в 1942г. назначается ответственным редактором этой районной газеты.
С 1944г. исполняет обязанности заведующего отделом организационно — инструкторским отделом райкома партии.
В 1945 г. поступает учиться в областную партшколу, одновременно заочно учится в Башгоспединституте.
С 1947г. долгое время работает литературным сотрудником, заведующим отделом в редакции газеты » Кызыл тан», » Совет Башкортостаны» и журнала «Хэнэк».
В последние годы жизни занимался только творческой деятельностью.
Первые стихи Я. Валеева появились на страницах республиканской печати в 1938 — 1941гг.
Первая книга «Свой человек» увидела свет в 1963г., куда были включены юмористические, сатирические рассказы, обличающие двуликих людей, подхалимов.
В них автор раскрывает самые своеобразные стороны характера персонажей посредством конкретных их поступков, речевых особенностей.
Будучи в своё время педагогом Я. Валеев свою повесть «Доброе утро, Исмагиль!» (1965) посвятил проблеме формирования молодого поколения.
Этой повести характерны эмоциональная насыщенность, лирическая полнота.
Роман » Орлы не покидают гнезд» (1970) освещает важные проблемы своего времени многопланово, эпически довольно масштабно.
В произведении находит отражение изменения развитие, происходившие в колхозах и трудности — недостатки, требующие своего разрешения.
Главный пафос произведения составляет человек и земля, отношение человека к своей малой родине.
Роман также характеризуется лирической теплотой, добротой чувств в характеристике героев. Для этого он удачно пользуется внутренними монологами, приёмами несобственно прямой речи.